Аннотация: В рецензии рассматривается книга социолога-марксиста Бориса Кагарлицкого, посвящённая истории и теориям левого движения. В книге подробно разбирается связь социализма и демократии, ловушки популярных теорий, успехи и провалы левых политиков по всему миру. «Долгое отступление» левых закончено и пора наступать — такой призыв читатель выносит из работы Бориса Кагарлицкого. Она состоит из шести частей. Вместе с автором мы последовательно идём от основных положений теории левого движения и поворотных моментов его истории до крушения надежд в разных странах и, наконец, к перспективам выхода его из стагнации и успешного развития.
Ключевые слова: левое движение, капитализм, неолиберализм, Борис Кагарлицкий, права трудящихся.
Автор: Касьянова Ольга Александровна, независимый исследователь, кандидат филологических наук. E-mail: enjolrasgrantairealive@gmail.com
O.A. Kasyanova
SALUT AUX ARMES!
Rev.: Boris Kagarlitsky. The Long Retreat. M.: Berlin: Direktmedia Publishing, 2023. 336 p. (in Russian)
Abstract: The review examines a new book by Marxist sociologist Boris Kagarlitsky, dedicated to the history and theories of the left movement. The book examines in detail the connection between socialism and democracy, the pitfalls of popular theories, the successes and failures of leftist politicians around the world. The «long retreat» of the left is over and it is time to attack — this is the call the reader takes away from Boris Kagarlitsky’s work. It consists of six parts. Together with the author we are walking through hopelessness to the prospects for an exit and successful development for left-wing politicians.
Key words: left movement, capitalism, neoliberalism, Boris Kagarlitsky, workers' rights.
Corresponding author: Kasyanova Olga, PhD (kandidat filologicheskih nauk), independent researcher. E-mail: enjolrasgrantairealive@gmail.com
Книга Бориса Юльевича Кагарлицкого открывает возможность необходимого обществу диалога с учётом деталей и контекста левого движения, основах его теории и ошибках его практики, о перспективах и стратегиях, действительно призванных помочь в развитии цивилизации, а не утопить её в иллюзиях и крови.
Кагарлицкий в своей работе анализирует разные аспекты современного общества, его кризисов, его ответов на прессинг государства и корпораций, на давление рынка, современных этических норм, которые могут принимать преувеличенные формы, доходя до абсурда cancel culture, и приходит к выводу: кризис имеет мировой размах, и преодоление его должно полностью менять сами основы отношений в обществе. Очень важно увидеть это и понять, как выйти из кажущегося тупика меньшей кровью, как не допустить хаоса или террора, но напротив сохранить демократические институты, защитить права трудящихся и в конце концов прийти к социальному государству во всём мире.
Однако нельзя двигаться вперёд без трезвого анализа прошлого, поэтому в книге подробно рассматривается проблема дисквалификации левых идей через травматический опыт СССР. Такой анализ призван вернуть изначальных смысл термина, самого движения, его целей.
Тридцать лет левое движение жило без выраженных политических успехов (и вера в них почти угасла), что привело к утопическому видению перспектив развития общества (борьба за всё более дробящиеся права меньшинств, игнорирование общественных изменений с 1917 года, замкнутость в сфере культуры и отказ от участия в политике). Проблемой современных левых Борис Кагарлицкий видит сочетание «высокоморального утопизма с приземлённым прагматизмом сиюминутных выигрышей».
При том, что состояние современного общества постоянно предоставляет левым возможность политического выигрыша, они не умеют этим пользоваться. Раз за разом левые теряют позиции и вновь возвращаются в изоляцию, близкую, по словам Бориса Кагарлицкого, к сектантству.
Современному левому движению необходима стратегия, которая предполагает значимый результат, конструктивное влияние на общество.
Политика левого движения должна быть максимально практической, лишённой утопического самообмана, ядовитой критики слишком пассивной или, с её точки зрения, нетолерантной аудитории.
Долгое отступление закончено, заявляет Борис Кагарлицкий в самом начале своей книги — и вся она пронизана этим убеждением и этим призывом к действию. Пора преобразовывать мир, для этого надо снять с глаз как чёрную повязку, так и розовые очки.
В первой части («Социализм как проблема») автор доказывает необходимость движения левых именно в изначальном смысле: капитализм не позволяет забыть о социализме в силу общественных проблем и противоречий, которые генерирует общество потребления. Левое движение как ответ на социальную несправедливость было и есть, оно не ушло в историю, а продолжает проявлять себя в том или ином виде. Хоронить его не имеет смысла, ведь сама концепция несёт в себе положительный общественный заряд, а вот говорить о нездоровье этого движения актуально. Первая часть книги позволяет ясно представить суть и смысл самих основ левого движения, его демократическую реалистическую направленность.
Вторая часть исследования («Реванш капитала») начинается с того, что именно меняло структуру коммунизма, постепенно уводя его от изначальных основ: «бюрократизация уже становится не болезнью советской власти, а органическим процессом, определяющим ее дальнейшую эволюцию».
В процессе борьбы за власть большевики окончательно приходят к авторитаризму как к чрезвычайной мере, а потом отказаться от этой удобной для верхушки формы правления никто не хочет, хотя многие из тех, кто ориентировался на СССР, именно этого и ждали — поворота к большим свободам для общества.
Печально, но приходится соглашаться, с замечаниями автора об отсутствии в России объединяющей общественной силы, какой были партии левых в начале XX века. Кагарлицкий считает современное российское общество разобщённым на всех уровнях, и, по его мнению, при подобной разобщённости никакая революция, никакие прогрессивные изменения невозможны.
Один из промежуточных выводов работы: руины социального государства становятся фундаментом для революции во всём мире. Здесь вспоминается случай Аргентины и реформ нынешнего её президента Хавьера Милея. Реформы превратили дефицит бюджета в профицит и по крайней мере в данный момент остановили инфляцию, однако, как отмечает Роберто Дюрьё (Сотрудник по связям латиноамериканского регионального форума IBA Rule of Law Forum и управляющий партнер Estudio Durrieu в Буэнос-Айресе): «Высказываются обоснованные опасения по поводу того, как некоторые реформы могут отрицательно повлиять на права трудящихся в стране… Спорные вопросы включают меры по предоставлению частным компаниям большей свободы действий при найме и увольнении работников, увеличение испытательного срока для сотрудников с трех до восьми месяцев и снижение компенсации за увольнение» (Green 2024).
И это как раз пример разрушения социального государства, о котором говорит Борис Кагарлицкий, а таких примеров множество.
В третьей главе второй части автор рассматривает накопившиеся мировые проблемы: климатический кризис, внедрение «зелёных технологий» и неизбежные социальные и финансовые сложности, а в связи с этим, вопросы развития финансового капитала, также как новые потребности общества в развитых странах. Все эти темы поднимаются на саммитах, встречах, широко обсуждаются. Однако, как считает Борис Кагарлицкий, они есть лишь следствие развития «капиталистической мир-системы», которая в основе своей имеет глобальное противоречие между трудом и капиталом, поэтому именно его необходимо разрешать радикальными реформами, отдельно эти безусловно важные вопросы решить попросту не удастся.
Так, например, борьба с глобальным потеплением, конечно, необходима, но она оборачивается новыми налогами на население, которые сильнее всего ударили по беднейшим провинциальным семьям, а вовсе не по крупным корпорациям или государству в целом. Как ответ на вызовы экологии в 2018 году возникло «движение жёлтых жилетов» во Франции. Это именно региональная реакция на повышение цены автомобильного топлива. Почему бы экологические проблемы не решать иначе, не облагая налогами людей средних и низких доходов, а обращая внимания на крупный бизнес и корпорации? Потому что, как объясняет Кагарлицкий, капиталистической модели нужно постоянное «созидательное разрушение»: «зелёная линия» политики означает создание новых товаров, новый спрос — это обновление изрядно обветшалой системы и прямо-таки подарок тем самым крупным корпорациям. А, по выражению Кагарлицкого, «платят за банкет» люди со средним и низким доходом. На них же вдобавок идёт и этическое давление со стороны общества: нельзя протестовать против будущего планеты и наших детей.
Много внимания Борис Кагарлицкий уделяет пандемии COVID19: она создала ситуацию, когда после локдауна рабочие в США стали массово увольняться из-за недовольства низкой зарплатой, отсутствием рабочих перспектив и неуважительного отношения на рабочем месте (Parker, Horowitz 2022).
Для рабочего движения за права очень важна такая волна очевидного недовольства, но, по мнению Кагарлицкого, левые политики не воспользовались этим и упустили возможность общественно-полезной программы изменений.
Таким образом вторая часть книги освещает проблемы социализма как практики в СССР, а также социалистической направленности реформ и, в конце концов, подробно обсуждает разрушение социального государства под влиянием современной политики, но и некоторые левые теории, которые могут быть перспективными с точки зрения выработки новой здравой социалистической стратегии.
В третьей части («Неолиберализм: долгие проводы») Борис Кагарлицкий возвращается к анализу последствий пандемии ковида для структур общества — и они масштабны: кризис верхов, конспирология, рост авторитаризма.
Сама война России с Украиной тоже в работе Кагарлицкого вполне ложится в концепцию мирового кризиса неолиберализма: «... это было спровоцировано стремительно углублявшимся в России внутренним кризисом, который, в свою очередь, был тесно связан с кризисом мировой системы неолиберального капитализма, куда Россия была плотно интегрирована» (с.176). Здесь очень сложно удержаться от возражений. Кризис — одно из повторяющихся естественных состояний любой системы, совершенно необязательно кризис политический приводит к войне с соседом, связанным с тобой всеми видами связей — от экономических до семейных и дружественных. Однако, что бы ни явилось причиной войны, с перечисленными автором работы следствиями нельзя не согласиться: «Всё это знаменовало начало куда более масштабных тектонических сдвигов, затрагивавших не только вовлеченные в противостояние страны, но и весь мир» (с.178).
Сейчас, когда общество взбудоражено, когда на фоне пандемии и войн стало очевидным, что систему экономических и иных отношений необходимо менять, пришло время для левых политиков и для «воссоздания механизма демократической солидарности», как считает Борис Кагарлицкий (с.192).
Здесь же автор рассматривает связь войн и революций, потому что преображение общества и выход его на новый этап развития подстёгивается такими потрясениями, как войны, а продолжается революциями (или в лучшем случае радикальными реформами). Однако подготовиться к революции, управлять ею по заранее намеченному плану невозможно. Система управления и органы власти складываются в процессе революции, предсказать то, какими они будут, сложно. В момент перелома эпох необходимо держать руку на пульсе, понимая, что опыт прошлых переломов нерелевантен, работать надо с тем, что есть сейчас и здесь. Как тут не вспомнить движение жён мобилизованных в России 2024 года, которых либеральная антивоенная общественность приняла или в штыки, или с сарказмом, или со снисходительной жалостью. Редкие антивоенные либеральные голоса приняли и поддержали это движение и увидели его именно как стихийную попытку общества самоорганизоваться, чтобы противостоять войне. Те, кто хочет реформировать общество, должен выходить из своего «пузыря» и налаживать связи с теми, с кем, возможно, раньше и не подумал бы их налаживать.
Итак, в этой части читатель приходит к обсуждению не только и не столько промашек неолиберальной политики, но примеров сопротивления, идущих с самых “низов”, на которые современные левые не обращают должного внимания, а ведь они и есть необходимая обществу революция.
Четвертая часть («Упавшее знамя») рассматривает условия на рынке труда при глобализации, меняющееся положение специалистов: «исчезают крупные промышленные центры, собирающие в одном месте большие массы рабочих, снижаются шансы людей выбрать себе место работы, соответствующее квалификации» (с. 200). Общая культура труда снижается и нарушаются связи, Кагарлицкий говорит, что нарушается солидарность трудящихся. Такой же приговор – деградация — Борис Кагарлицкий выносит и гражданскому обществу: неправительственные организации становятся его профессиональными представителями и, по сути, вытесняют «живых» людей, «низы» с их насущными проблемами. То же происходит и с партиями, которые теряют связь с избирателями. Всё это вместе с сознательной стратегией элит приводит к деполитизации и закономерному глубокому разрыву между теми, кого называют «элитой» и обществом. Причём не только в России, но и во всём мире, что выражается в бунтах и движениях, подобных «жёлтым жилетам» во Франции или возмущению принудительной вакцинацией дальнобойщиков Канады и США. При этом «на левом фланге не было предпринято даже попытки самостоятельного анализа сложившейся ситуации, исследования ее социальной и экономической природы» (с. 200), причину подобной глухоты со стороны левых политиков Кагарлицкий видит в их снобизме, рафинированности и оппортунизме «ведь всякая попытка апеллировать к классовой солидарности для решения общих социальных проблем воспринимается как нечто старомодное и подлежащее моральному подавлению» (с. 209).
Современная «культурная» политика, старающаяся учесть интересы меньшинств, приводит к ещё большей фрагментации общества: меньшинства до бесконечности дробятся, а большинство позитивная дискриминация скорее привлечёт к правым политическим воззрениям. Приходится согласиться, что «групповая личность» подменяет гражданскую и даже шире личность как таковую.
Попытка исправить ситуацию с однобокостью политики идентичности привела к интерсекционизму и вместо живого разнообразия мы получили салат из несовместимых ингредиентов.
Автор отмечает очень важную тенденцию: разрыв между левыми политиками и массами трудящихся привёл к тому, что последние обратились к правым идеям и стали поддерживать правый консервативный дискурс, но что левые политики отреагировали в духе «нам дали плохой народ» и решили защищать права просвещённого интеллектуального меньшинства, а не «низов общества». Чтобы большинство не голосовало за такой образец правого дискурса, как речи Дональда Трампа, необходимо понимать и представлять интересы этого большинства, а не обвинять его в отсталости.
Всё усугубляется ещё и внутренними конфликтами левых движений.
В пятой части («Сумерки демократии») рассматривается информация как ресурс, объект манипуляций, жертва ограничений и цензуры.
Народные тактики сопротивления, сопротивление «маленького человека» — саботаж, уклонение, избегание, «лень» и недоработки. Так общество способно сопротивляться всему, а в данном случае «надзорному капитализму». Как пример автор приводит сопротивление государственному санитарному контролю во время пандемии. Пространство свободы, потерянное тогда, вернуть, действительно не удалось.
Вряд ли в этом были большие сомнения, но теперь мы совершенно ясно видим, как, например, в России под предлогом закона о ковидных ограничениях продолжают отказывать в проведении митингов. Подспудное сопротивление вовсю развернулось во время «частичной мобилизации» осени 2022 года.
Постепенное уничтожение социальных прав не идёт на пользу демократии. При этом сегодня уже недостаточно требовать сохранения имеющихся прав — от левых политиков надо ожидать стратегии на установление нового социального порядка.
Коммерциализация всего и вся, конечно, включает в себя прямое влияние рынка на сферу интеллектуальную: «Коллективный поиск истины и развитие общественных наук общими силами заменяется воспроизведением и постоянным совершенствованием дискурсивных практик, составляющих питательную среду и материал для воспроизводства интеллектуалами самих себя на рынке идей» (с. 263). Левые интеллектуалы всё больше отдаляются от своей среды вплоть до враждебности к левым же идеям.
В заключительной части («Возвращение надежды») рассматривается история и практика производственного самоуправления. Технологическое развитие открывает новые возможности общественного развития, если само общество готово к борьбе за эти ресурсы, то потенциал для саморазвития огромный. «Но успешное развитие возможностей, которые эта новая реальность открывает, зависит уже от социальных преобразований и от способности общества контролировать новые информационные платформы, делая их открытыми, прозрачными и свободными» (с. 275). Борис Кагарлицкий возлагает большие надежды на профессиональные объединения, не только на профсоюзы, стихийно возникающие в результате того или иного противостояния. Так возникает социальное государство.
Автор настаивает на том, что левому движению не нужны новые теории для выработки стратегии — все нужные идеи уже есть, большинство успешно применялось на практике, так что от партии, лидера, движения требуется только соединить все успешные, здравые, проверенные, полезные накопившиеся теории и практики. Беда в том, что нужных лидеров, партий или движений пока не видно.
Обществу необходимо развитие экономической демократии, что не означает отмены рынка, но другой тип взаимодействия с этим социальным измерением.
Что же нужно угасающему неолиберальному обществу на пороге изменений? Борис Кагарлицкий считает, что необходима тщательно и вдумчиво выстроенная на основе опыта и с учётом современных условий теория революции, и вся эта книга постепенно и основательно подводит читателя к пониманию, что такая теория и практика не только необходима, но и вполне возможна, если подходить к вопросу, учитывая уже бывшие в истории левого движения ошибки и не закрывая глаза на современные требования трудящихся.
«Долгое отступление» — это книга о надежде, определённой, а не эфемерной, о том, что всё можно исправить, если идти вперёд с открытыми глазами, бесстрашно, целеустремлённо и обязательно веря в будущее, как сам автор книги.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Green 2024 — Green Ruth. Milei's radical reforms risk rolling back labor rights and rule of law in Argentina 30.07.2024. URL: https://www.ibanet.org/mileis-radical-reforms-risk-rolling-back-labour-rights-and-rule-of-law-in-argentina
Parker, Horowitz 2022 — Parker Kim and Menasce Horowitz Juliana Majority of workers who quit a job in 2021 cite low pay, no opportunities for advancement, feeling disrespected 09.03.2022. URL: https://www.pewresearch.org/short-reads/2022/03/09/majority-of-workers-who-quit-a-job-in-2021-cite-low-pay-no-opportunities-for-advancement-feeling-disrespected/
"Историческая экспертиза" издается благодаря помощи наших читателей.