top of page

25.05.2024. Announcement


«Историческая экспертиза» начинает выпуск тематических номеров журнала








Номер 4 за 2024 год будет посвящен теме «Кризис левых в эпоху неолиберализма и войны»

 

Падение советского лагеря и отказ большинства стран от марксизма-ленинизма породили представление о триумфе неолиберализма. Френсис Фукуяма предсказывал, что правоверные марксисты останутся только в Манагуа, Пхеньяне или Кембридже (штат Массачусетс).


С конца 1970-х, а особенно после 1991 года, левые теряли свое влияние и популярность, столкнувшись с неожиданным возрождением ортодоксально-религиозных, консервативных и националистических сил, которые вступили в конфликт с неолиберальной демократией. Этот конфликт пришел на смену противостоянию по линии капитализм – социализм, и левым остается либо примыкать к одной из сторон, либо демонстративно оставаться над схваткой. Даже революции – традиционная левая стихия – в основном обходятся без заметной роли левых.


Парадоксально, отмечает Аксель Хоннет, что «утрата привлекательности социализма» наблюдается «на фоне всеобщего разочарования в капитализме».


Европейские социал-демократы все чаще выступают в роли младшего партнера неолиберальных политических сил, ограничившись ролью защитников институтов социального государства. Их приход к власти нередко приводит к разочарованию и обвалу рейтингов (президентство Франсуа Олланда во Франции, правительство Георгиоса Папандреу в Греции). Неолиберальный транзит, или по выражению Стефани Мадж «переоснование лефтизма», привел к тому, что идеи Берни Сандерса, Джереми Корбина, Жана-Люка Меланшона кажутся сегодня слишком радикальными, хотя в первой половине ХХ века их сочли бы соглашательскими.


В условиях роста популярности правого популизма некоторые левые партии берут на вооружения отдельные правые (прежде всего, антимигрантские) лозунги (датские социал-демократы, новая партия Сары Вагенкнехт) или даже заключают лево-правые коалиции (правительства Алексиса Ципраса в Греции и Роберта Фицо в Словакии). В странах Глобального Юга возникают еще более причудливые союзы. Ливанские коммунисты сотрудничают с «Хезбаллой», а их иракские однопартийцы вступили в блок радикального шиитского проповедника Муктады ас-Садра.


Центральная и Восточная Европа и бывшие советские республики превращаются в регион, свободный от левых сил и идей. Коммунистические партии, эксплуатировавшие в 1990-е годы советскую ностальгию, либо запрещены, либо стали младшими партнерами диктаторских режимов, скатываются на консервативные позиции, поддерживая традиционную мораль, державность, милитаризм, культ вождей. Неавторитарные левые, обвинявшие ортодоксальных коммунистов в дискредитации левой идеи, после исчезновения компартий в основном потерпели крах – в большинстве стран им даже не удалось создать партию, способную участвовать в выборах.


Широко разрекламированный «левый поворот» в Латинской Америке тоже не породил новых идей и практик социализма. Левые силы региона либо отказались от радикально левой повестки и пошли на уступки неолиберализму (Бразилия, Чили, Колумбия), либо потерпели поражение на выборах (Аргентина, Уругвай, Эквадор), либо перешли к недемократической форме правления (Венесуэла, Никарагуа).

Российско-украинская война лишь углубила раскол в левом движении. Часть левых заняла, по сути, пророссийскую позицию, обвиняя в начале войны не агрессора, а американский империализм, отказывая Украине в политической субъектности и видя в современной России продолжателя СССР. Такой позиции способствует политика декоммунизации в Украине и отсутствие там авторитетных левых сил, способных отстаивать свои взгляды на мировой арене. Другая часть левых выступает против российского империализма, поддерживает украинское правительство и помощь ему со стороны стран Запада. В такой ситуации говорить о единой позиции левых не приходится, что способствует их дальнейшей маргинализации.


В чем же кроются причины процесса, который Борис Кагарлицкий назвал «долгим отступлением»? Чаще всего говорят о сокращении основной социальной базы левых – промышленного пролетариата и замене его нестабильными и лишенными чувства солидарности прекариями. Также вспоминают о кризисе Утопии и отсутствии привлекательных альтернатив. Зигмунт Бауман указывал, что современное общество не способно представить себе мир лучше того, в котором оно живет. Наконец, важную роль играет историческое бремя социализма – укоренившиеся представления, что любая идея, стремящаяся к созданию более справедливой модели общества, непременно приведет к ГУЛАГу и полпотовщине. Как коренные американцы не различали коня и конкистадора, так и сегодня многие не разделяют неолиберальную рыночную экономику и демократию. А потому видят в социализме угрозу демократии.

 

Нас интересуют, как теоретические статьи о причинах падения популярности левых и путях выхода из сложившейся ситуации (как должна выглядеть и какой образ будущего предлагать обновленная концепция социализма, как преодолеть разрыв между левыми университетскими интеллектуалами и прекаризированными массами наемных работников, как избавиться от имиджа выразителей интересов меньшинств и т.п.), так и конкретно-исторические исследования истории левого движения в разных регионах мира (СССР и постсоветские страны, Центральная и Восточная Европа, Китай, Латинская Америка, Западная Европа и Северная Америка). Учитывая специфику журнала, особый интерес представляют материалы, посвященные исторической памяти – дискуссиям о месте и роли СССР для современных левых, о наследии «икон» социализма – Карла Маркса, Владимира Ленина, Льва Троцкого, Че Гевары, Уго Чавеса и др., а также исторической политике коммунистических стран и левых правительств. Ведь социализм часто воспринимается как пережиток прошлого, потому дискуссии о нем сводятся к диалогам об истории.

 

Просим присылать статьи до 1 декабря 2024 года на электронную почту: istorexorg@gmail.com

 

Вы можете предварительно согласовать тему статьи, написав письмо в редакцию с информацией об авторе, темой и краткой аннотацией (200–300 слов).

Правила оформления см. здесь: https://www.istorex.org/%D0%BE-%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B5-1

 

 

Языки – русский и английский.

Все материалы пройдут анонимное рецензирование.

 

Мы также заинтересованы в рецензиях на новейшие исследования левого движения. Редакция ищет рецензентов для следующих книг:


Аксель Хоннет. Идея социализма. Попытка актуализации.


Борис Кагарлицкий. Долгое отступление.


Stephanie Mudge. Leftism Reinvented. Western Parties from Socialism to Neoliberalism.


Потенциальные рецензенты могут написать электронное письмо в редакцию, и мы вышлем вам книгу в формате pdf.

 

129 просмотров

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page