Искра БАЕВА. Борьба «за» или «против» символов
Аннотация: На конкретных примерах в статье рассмотрены действия властей современной Болгарии, направленные на ликвидацию символов социалистического прошлого. Переименование названий улиц, населенных пунктов, предприятий и учреждений, снос памятников, снятие мемориальных досок и пр. не только отразили масштабы настоящего этапа иконоборчества, но и выявили особенности этого процесса: неспособность «верхов» предложить обществу новые символы, способные стать объединяющим фактором. Более того, борьба против символов социализма усиливается: разрушать оказалось делом более легким, нежели создавать новое. И именно разрушение, указывается в статье, становится определяющим вектором политики властей. Ни членство в ЕС и НАТО, ни потребление и доходы не способны решить назревшую проблему, поскольку люди нуждаются не только в материальных благах, но и в идеалах – целях и выражающих их символах.
Ключевые слова: Болгария, социалистическое прошлое, современное иконоборчество, символы
Автор: Баева, Искра Василева, д-р истории, почетный профессор, Софийский университет им. Св. Климента Охридского, исторический факультет, Болгария, София. Email: iskravbaeva@yahoo.com
Iskra BAEVA. The struggle "for" or "against" symbols
Abstract: Using concrete examples, the article examines the actions of the authorities of modern Bulgaria aimed at eliminating symbols of the socialist past. Renaming the names of streets, settlements, enterprises and institutions, demolition of monuments, removal of plaques, etc. not only reflected the scale of the present stage of iconoclasm, but also revealed the peculiarities of this process: the inability of the "upper classes" to offer society new symbols that can become a unifying factor. Moreover, the struggle against the symbols of socialism is intensifying: it turned out to be easier to destroy than to create a new one. And it is destruction, as indicated in the article, that becomes the defining vector of the authorities' policy. Neither membership in the EU and NATO, nor consumption and income are able to solve the urgent problem, because people need not only material goods, but also ideals – goals and symbols expressing them.
Keywords: Bulgaria, socialist past, modern iconoclasm, symbols
Author: Baeva, Iskra Vasileva, Doctor of History (PhD), Honorary Professor, St. Kliment Ohridsky Sofia University, Faculty of History, Bulgaria, Sofia. Email: iskravbaeva@yahoo.com
Глубокие общественные перемены всегда начинаются с выдвижения новых идей и отрицания старых. Так, в конце периода социализма недовольная политическими ограничениями и строгой (и при этом неумной) цензурой интеллигенция начала свою борьбу против системы путем её отрицания, хотя и эзоповым языком. Символичными для того времени стали критиковавший сталинизм роман Благи Димитровой «Лицо» (1981 г.), исследование Желю Желева «Фашизм» (1982 г.), якобы описывавшее национал-социалистическое государство, но отсылавшее к социалистическим реалиям, пьесы Ивана Радоева «Людоедка» (1976 г.) и Йордана Радичкова «Образ и подобие» (1986 г.), вскрывавшие недуги прежнего режима и её руководителей карикатуры Тодора Цонева, главным персонажем которых был Тодор Живков, кинофильмы «Женщина 33-х лет» режиссера Христо Христова и сценариста Бояна Папазова, «Маргарит и Маргарита» (1989 г.) режиссера Николы Волева по идее писателя Александра Томова и другие.
Эти художественные и не только художественные произведения смогли разрушить идеологический облик социализма как справедливого общества. Не следует при этом забывать, что вопреки цензуре и ограничениям все они появились в Болгарии вполне официально. Как будто сами власти уже почувствовали, что дела обстоят совсем не так, как их годами представляли, и должны измениться. О том, что и официальные идеологи системы государственного социализма советского типа не верили в неё, свидетельствует весьма любопытная дискуссия 1990 г. В ней участвовали проф. Любен Николов, проф. Петр-Эмиль Митев и доц. Бернард Мунтян. Материалы дискуссии мы недавно перепубликовали в сборнике «Что такое социализм и имеет ли он почву в нашей стране? 130 лет спустя…»[1]. Трое названных ученых пытались установить причины тупикового кризиса, переживаемого социализмом, и нашли их не только в сталинизме и ленинизме, но и в марксизме. Таким образом «сверху» – усилиями интеллигенции, имевшей сильное влияние на общество того времени, и властей и их окружения в период «перестройки» социализм утратил доверие общества.
В этом кроется одно из объяснений того факта, почему так легко начался в Болгарии трансформационный процесс, именуемый в стране «переходом»: большинство населения позитивно восприняли прощание с прошлым и с воодушевлением ждали предстоявших перемен, обещавших политическую и экономическую свободу и демократию. Но очень скоро оказалось, что сила новых политиков заключалась в их борьбе против символов социализма, а не в создании главных символов новой системы. При этом сохранявшиеся и активно использовавшиеся дефиниции «свобода» и «демократия» постепенно утрачивали свое первоначальное содержание.
И продолжилось современное иконоборчество, выражающее оппозицию наследию предшествующих периодов: масштабная борьба с символами путем смены названий улиц, учреждений, сел и городов (в том числе отказ от определения «народный»), снос памятников и снятие мемориальных досок, связанных с антифашистским сопротивлением. Утверждалось, что оно не было антифашистским, поскольку в Болгарии у власти не была фашистская партия. Это верно, но страна входила в руководимый нацистской Германией Тройственный пакт, в силу чего болгарское движение Сопротивления являлось частью европейской антифашистской борьбы).
Борьбу новых «демократов» с памятниками-символами сегодня можно признать успешной. Улицы городов и сел были переименованы, тысячи памятников разрушены, выброшены, переплавлены, прежде чем кто-то спохватился и решил собрать их на одном месте и показать народу – такова цель созданного в 2011 г. Музея социалистического искусства, хотя и 20 лет спустя после первой иконоборческой волны. С трудом, после нескольких неудачных попыток, в 1999 г. был снесен Мавзолей – не говорю Георгия Димитрова: его останки были кремированы, а прах захоронен ещё в 1990 г. на Центральном кладбище Софии. Уже пустое здание ждало решения вопроса о возможном использовании. Но многие предлагавшиеся идеи породили один-единственный результат – разрушение.
Мавзолей в 1989 г.
Разрушение Мавзолея: одна из попыток
Такую же участь ждал и другой символ социализма – воздвигнутый перед Народным дворцом культуры в Софии памятник «1300 лет Болгарии». Символ эпохи социализма, памятник был открыт в 1981 г. в связи с масштабными чествованиями в стране этой исторической даты, но с началом перехода оказался заброшенным, никаких средств на его поддержание не выделялось. И результат не замедлил сказаться: памятник начал разрушаться, оставшийся «скелет» поначалу обнесли забором, а в 2017 г. снесли.
Памятник «1300 лет Болгарии» в первозданном виде и в 2014 г.
После этого дело дошло до новых символов, призванных сформировать образ новой демократической власти. Как же они выглядят?
Как и после 9 сентября 1944 г., была отдана дань уважения жертвам прежнего режима: оформлены памятные места, где ранее располагались концлагеря Белене, на дунайском острове Персин, и «Солнечный берег», в каменном карьере в окрестностях г. Ловеч.
Панихида у памятника погибшим в концлагере Белене
Мемориальные доски в концлагере «Солнечный берег»
11 сентября 1999 г. был открыт Мемориал жертв коммунистического режима в Болгарии с высеченными на черном мраморе именами. Список охватывает 1919 (не ясно, почему: дата не связана с установлением в стране коммунистического режима) – 1989 гг.
Часовня у стены жертв в садике перед Народным дворцом культуры – символом эпохи социализма, возведенным к 1300-летию Болгарии
После увековечивания трагического прошлого власти несколько уменьшили свою активность по созданию новых символов. Но не отказались от этого полностью. В 2000 г. на Площади независимости в столице была воздвигнута статуя Святой Софии. Инициатором выступил столичный мэр Стефан Софиянски, работала над проектом команда во главе с известным болгарским скульптором Георгием Чапкановым. Статуя, скорее, олицетворяет собой вековое прошлое Софии[2], а не новый режим, но символично была установлена на месте памятника Ленину.
Замысел создателей статуи очевиден: напомнить об историческом прошлом Софии, а вовсе не восславить новую власть
А вот памятники деятелям, которые ассоциируются с новой властью, явно призваны выполнять свою функцию новых символов. Речь идет о памятниках одному из создателей Союза демократических сил, юристе и общественном деятеле Святославе Лучникове (1922-2002) и писателе-невозвращенце, авторе «Заочных репортажей о Болгарии» Георгии Маркове (1929-1978), загадочная смерть которого в Лондоне породила много мифов[3].
10 октября 2012 г. Бывший премьер-министр Болгарии Иван Костов открывает памятник Лучникову
Президент Росен Плевнелиев на открытии памятника Маркову 10 ноября 2014 г.
Трудно, однако, назвать какой-либо памятник или композицию, символизирующие новую демократическую систему. Да, действительно, построено немало новых современных зданий, но в основном это – большие магазины (торговые центры) или офисы фирм. Вероятно, их можно считать символами современной эпохи, поскольку они пропагандируют потребительский неолиберальный капитализм, но разве в этом состоит идея свободы и демократии? В то же время здания, в которых размещаются официальные учреждения, – старые: построены или до 1944 г., или до 1989 г. Если поискать в них символы, то самым выразительным следует признать размещение парламента – Народного собрания не где-нибудь, а в эмблематичном Партийном доме, построенном в свое время на взносы членов партии и, разумеется, на средства социалистического государства.
Вероятно, отсутствие новых символов, достойных того, чтобы за них сражаться, в очередной раз направляет внимание и энергию нынешних носителей власти на старые символы. Только этим могу я объяснить тот факт, что 34 года спустя после начала нашего пути к свободе и демократии активисты правого толка продолжают бороться против символов прошлого.
По этой причине самым значимым событием 2023 года стало сражение с Памятником Советской армии. Лишь сейчас, спустя 30 с лишним лет, правые сочли, наконец, геополитическую и внутриполитическую обстановку подходящей, чтобы посягнуть на этот грандиозный символ победы Красной армии над национал-социализмом в Европе в годы Второй мировой войны. И центральные фигуры памятника – красноармейца с победно поднятым знаменитым ППШ – пистолетом-пулеметом Шпагина (а не наведенным на кого бы то ни было), болгарской матери с ребенком на руках и болгарского рабочего были столь же символично разрезаны на части и сброшены на землю.
Центральная часть Памятника Советской армии
Вероятно, не случайно разрушение Памятника началось ночью…
…но продолжено было днем
О Памятнике с позиций «за» и «против» сказано и написано достаточно много. Несколько лет пишу о нем и о том, что он символизирует, и я. Посему не хочу повторяться. Для меня важно, что этот Памятник является символом. Не оккупации, а роли Советского Союза и его Красной армии в победе. Ведь если бы не было этой армии, то не было бы и послевоенного демократического мира (в Западной Европе). Памятник напоминал нам о многом. И о том, что мы, болгары, были союзниками Третьего рейха и помогали его военным действиям, снабжали Рейх многим, в том числе и сырьем, сменили части вермахта на оккупированных им территориях, предоставляли свою территорию и порты к услугам Германии и т.д. Но этот Памятник напоминал нам и о том, что на заключительном этапе войны Болгария воевала на стороне антигитлеровской коалиции в составе Третьего Украинского фронта, что мы участвовали и в общеевропейском движении Сопротивления, благодаря чему сохранили в неприкосновенности границы страны, включая и Южную Добруджу. Да, этот символ напоминал нам и о навязанной после войны недемократической политической системе, но разве мы должны забывать и об этом?
Не могу удержаться от искушения и не процитировать фрагмент последнего выступления евродепутата Радана Кынева: «Символ оккупационной советской власти валяется на земле, и там ему место. Этот позор десятки лет должен был напоминать нам, что мы не являемся частью свободного мира, что мы обречены быть элементом азиатской диктатуры». Я прибегла к цитате, поскольку приходится напоминать г-ну Кыневу, что памятники Красной армии по-прежнему возвышаются в таких свободных странах, как Германия, Австрия, Венгрия, Словакия. А с этими странами нас объединяет то, что, как и Болгария, они входили в Тройственный пакт и были в числе побежденных. Они хранят память и об этом периоде своей истории. В отличие от нас, утверждающих, что всегда были правы и что во всем плохом, что с нами случается, виноваты другие. Ничего удивительного, что мы чувствуем себя такими несчастными, потому что никто нас не понимает.
И ещё одно. Что заменит уже разрушенные символы – Мавзолей и памятник «1300 лет Болгарии»? Ответ – ничто или почти ничто. Боюсь, что, как и в случае с Памятником Советской армии, нам останется одно только разрушение.
На месте Мавзолея сегодня паркинг и время от времени появляются странные инсталляции
Памятник «1300 лет Болгарии» сменил фрагмент старого памятника погибшим солдатам Первого и Шестого пехотных полков[4] – львенок, держащий в лапах карту Великой Болгарии по Сан-Стефанскому договору 1878 г.
Но вернемся к главной теме – сносу Памятника Советской армии. Это очередное сражение новых правителей с символами прошлого. Проблема в том, когда появятся и какими будут новые символы, за которые мы, болгары, будем готовы сражаться?
Если мы не сможем создать их, то, скорее всего, останемся в замкнутом круге борьбы «за» и «против» прошлого, не предложив следующим поколениям достаточно убедительную перспективу. Такая перспектива суть нечто большее, нежели членство в ЕС и НАТО, нежели потребление и доходы, так как люди нуждаются не только в материальных благах, но и в идеалах – целях и выражающих их символах.
Перевод с болгарского Т.В. Волокитиной
[1] Название сборника отсылает к классическому труду основателя болгарского социализма Димитра Благоева «Что такое социализм и имеет ли он почву в нашей стране?» (1891), в котором утверждалось, что в Болгарии существуют предпосылки и условия для распространения социалистических идей (прим. переводчика).
[2] В одной руке Св. София держит лавровый венок - символ триумфа, в другой - горсть античных монет. Сова на плече статуи - свидетельство мудрости, а голову венчает корона древнегреческой богини Тюхе, означающая удачу, судьбу (прим. переводчика).
[3] К настоящему времени установлено, что Георгий Марков сотрудничал со спецслужбами нескольких государств, в частности являлся двойным агентом британской разведки, которая время от времени реанимирует расследование дела Маркова, но не рассекречивает имеющиеся в собственном распоряжении документы. На волне антикоммунистической критики возникла версия о причастности к убийству Маркова (знаменитый «укол зонтиком») госбезопасности Болгарии и советского КГБ. Предположения бывшего генерала КГБ Олега Калугина на этот счет, не подкрепленные доказательствами, так и остаются предположениями. Не доказано также, что смертельный яд рицин, приведший к смерти Маркова, содержался в наконечнике зонтика. Часть специалистов считают, что, вероятнее, ампула с рицином была вмонтирована в авторучку. Иными словами, «болгарский зонтик», - скорее всего, миф времен «холодной войны». В Болгарии уже никто не считает доказанным, что убийство Маркова осуществлено «по заказу» ГБ/КГБ. Высказываются и другие версии (прим. автора).
[4] Мемориал в честь Первого пехотного софийского и Шестого пехотного тырновского полков Первой пехотной софийской дивизии, вошедшей в историю как «железная» или «шопская», был открыт 28 октября 1934 г. царем Борисом III. На памятнике выбиты имена более трех тысяч солдат дивизии, погибших в Первой и Второй (Межсоюзнической) Балканских войнах 1912-1913 гг. и Первой мировой войне. Памятник пострадал во время англо-американских бомбардировок Софии в декабре 1943 - марте 1944 г. В 1979 г. разрушен, и на его месте был воздвигнут памятник «1300 лет Болгарии» (прим. автора).
"Историческая экспертиза" издается благодаря помощи наших читателей.